Версия для слабовидящих
 
 

 

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

протокол № 1 от 30.08.2017г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий БДОУ г.Омска

"Центр развития ребенка –

детский сад № 345 "

______________О.В.Токарева

"

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

1. Общие положения

1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме регламентирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345» (далее - консилиум) по созданию и реа­лизации специальных образовательных условий (далее - СОУ) для ребенка, испытывающеготрудности в освоении образовательных программ ДО, развитии и социальной адаптации, и/или ребенка с ОВЗ, разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения и воспитания в БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345» в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

2. Консилиум создается в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей испытывающихтрудности в освоении  образовательных программ ДО, развитии и социальной адаптации, и/или детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК: своевременного выявления детей, нуждающихся в создании СОУ; создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК; разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

3. В своей деятельности консилиум руководствуется законодательством РФ об образовании, федеральным и региональ­ным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, локальными нормативными актами, уставом организации, договорами между ДОУ и родителями (законными предста­вителями) воспитанника, между ДОУ и ПМПК, между ДОУ и другими организациями и учре­ждениями в рамках сетевого взаимодействия, настоящим положением.

4. Консилиум создается приказом заведующего БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345». Комиссию возглавляет руководитель из числа админи­стративно-управленческого состава организации, назначаемый заведующим.

5. Состав консилиума определяется для каждого конкретного случая психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка  и утверждается руководителем организации. В состав консилиума входят: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, другие специалисты и технические работники, включенные в обучение, воспитание, социализацию и сопровождение конкретного ребенкаиспытывающеготрудности в освоении образовательных программДО, развитии и социальной адаптации, и/или ребенка  с ОВЗ. По решению руководи­теля консилиума в его состав включаются и другие специалисты и педагоги.

6. Информация о результатах обследования ребенка специалистами консилиума, особенностях коррекци­онно-развивающей работы, особенностях индивидуальной программы сопровождения, а также иная инфор­мация, связанная с особенностями ребенкаиспытывающеготрудности в освоении образовательных программДО, развитии и социальной адаптации, и/или ребенка  с ОВЗ, спецификой деятельности специалистов консилиума по его сопровождению, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случа­ев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

2. Основные задачи деятельности консилиума

7. Задачами деятельности консилиума являются:

7.1. выявление детей, нуждающихся в создании СОУ, в том числе оценка их резервных возможностей развития, и подготовка рекомендаций по направлению их на ПМПК для определения СОУ, формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, в том числе коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов по созданию специальных условий для получения образования;

7.2. создание и реализация рекомендованных ПМПК СОУ для получения образования;

7.3. разработка и реализация специалистами консилиума программы психолого-педагогического сопровождения как компонента образовательной программыДО, рекомендованной ПМПК;

7.4. оценка эффективности реализации программы сопровождения, в том числе психолого-педагогической коррекции особенностей развития и социальной адаптации ребенка испытывающеготрудности в освоении образовательных программДО, развитии и социальной адаптации, и/или  ребенка с ОВЗ в образовательной среде;

7.5. изменение при необходимости компонентов программы сопровождения, коррекция необходимых СОУ в соответствии с образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка испытывающеготрудности в освоении образовательных программДО, развитии и социальной адаптации, и/или ребенка  с ОВЗ;

7.6. подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и программы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с изменившимся состоянием ребенка и характером овладения образовательной программой ДО, рекомендованной ПМПК, рекомендаций родителям по повторному прохождению ПМПК;

7.7. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно­-педагогической деятельности специалистов консилиума;

7.8. консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ДОУ в отношении особенностей психического развития и образования ребенка испытывающеготрудности в освоении образовательных программДО, развитии и социальной адаптации, и/или ребенка  с ОВЗ, характера его социальной адаптации в образовательной среде;

7.9. координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей испытывающихтрудности в освоении  образовательных программ ДО, развитии и социальной адаптации, и/или  детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия), осуществляющими сопровождение (и психолого-медико-педагогическую помощь) детей испытывающихтрудности в освоении образовательных программ ДО, развитии и социальной адаптации, и/или  детей с ОВЗ, получающих образование в данной организации;

7.10. организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей,испытывающихтрудности в освоении образовательных программДО, развитии и социальной адаптации, и/или детей с ОВЗ.

 

3. Регламент деятельности консилиума:

8. После периода адаптации детей, поступивших в  дошкольную образовательную организацию, проводится их скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ, индиви­дуальной программе сопровождения и/или обучения по образовательной программе ДО, рекомендованной ПМПК. Обследование проводится методами, не требующими согласия родителей на обследование (наблю­дение и педагогическое анкетирование).

9. Скрининговое обследование проводится  психологом БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345». По результатам скрининга проводится коллегиальное обсуждение специалистами консилиума, на котором принимается предварительное решение о возможной необходимости создания для некоторых детей СОУ, индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения и/или их обучения по образо­вательной программе ДО, рекомендованной ПМПК.

10. Родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ, рекомендует­ся пройти Городскую территориальную ПМПК (ТПМПК) с целью уточнения необходимости создания для них СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

11. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума выдается родите­лям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем консилиума. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение консилиума могут направляться только по официальному запросу либо в ситуации заключения соответствующего договора о взаимодей­ствии.

12. В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о необходимо­сти прохождения ПМПК, отказа от направления ребенка на ПМПК родители выражают свое мнение в пись­менной форме в соответствующем разделе протокола консилиума, а обучение и воспитание ребенка осу­ществляется по образовательной программе ДО, которая реализуется в данной ДОУ в соответствии с федераль­ным государственным образовательным стандартом.

13. В ситуации прохождения ребенком ПМПК (в период не ранее одного календарного года до момен­та поступления в ДОУ) и получения ДОУ его заключения об особенностях ребенка с соответствующими реко­мендациями по созданию СОУ каждым специалистом консилиума проводится углубленное обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию СОУ и разработке психоло­го-педагогической программы сопровождения.

14.  По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка испытывающеготрудности в освоении  образовательных программДО, развитии и социальной адаптации, и/или  ребенка с ОВЗ. В ходе обсуждения результатов обследования ребенка специалистами консилиума ведется протокол, в кото­ром указываются краткие сведения об истории развития ребенка, о специалистах консилиума, перечень до­кументов, представленных на консилиум, результаты углубленного обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии).

15. Итогом коллегиального заседания является заключение консилиума, в котором конкретизируются пакет СОУ и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка на определенный период реа­лизации образовательной программыДО, рекомендованной ПМПК.

16. Протокол и заключение консилиума оформляются в день коллегиального обсуждения, подписыва­ются специалистами консилиума, проводившими обследование, и руководителем консилиума (лицом, ис­полняющим его обязанности). Родители (законные представители) ребенка  испытывающего трудности в освоении образовательных программДО, развитии и социальной адаптации, и/или ребенка  с ОВЗ подписывают протокол и заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с заключением консилиума.

17. В течение 5 рабочих дней программа психолого-педагогического сопровождения детализируется каждым специалистом консилиума, принимающим участие в комплексном сопровождении ребенка, согла­совывается с родителями, с руководителем консилиума и руководителем ДОУ и подписывается ими.

18. В случае несогласия родителей (законных представителей) с заключением консилиума о предла­гаемых СОУ и программой психолого-педагогического сопровождения, направлениями деятельности спе­циалистов, разработанными в соответствии с особенностями ребенка,испытывающего трудности в освоении  образовательных программ ДО, развитии и социальной адаптации, и/или  ребенка с ОВЗ, определенными специалистами консилиума, и с рекомендациями ПМПК, обучение и воспитание ребенка осуществляется по той образова­тельной программе, которая реализуется вданнойДОУ в соответствии с федеральным государственным об­разовательным стандартом.

19. В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, реализовывалась образовательная программа, рекомендованная ПМПК, и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка,испытывающеготрудности в освоении образовательных программ ДО, развитии и социальной адаптации, и/или  ребенка с ОВЗ, проводится консилиумная сессия, основной задачей которой является оценка эффективности деятель­ности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ. Последовательность и содержание консилиумной деятельности аналогичны п. 12-16.

Итогом деятельности консилиума на этом этапе является заключение, в котором обосновывается необ­ходимость продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК, и ее индивидуализации в соответствии с возможностями ребенка, процесса психолого-педагогического сопро­вождения ребенка, испытывающего трудности в освоении образовательных программ ДО, развитии и социальной адаптации, и/или ребенка с ОВЗ, необходимая корректировка программы сопровождения, компонентов деятельно­сти специалистов, определяется следующий период обучения и воспитания ребенка в соответствии с изме­ненными компонентами образовательной программы.

20. Уточненная индивидуализированная образовательная программа, программа психолого-­педагогического сопровождения, включая программы коррекционной деятельности специалистов, продол­жительность периода сопровождения согласовываются с родителями, с руководителем консилиума и руко­водителем ОО и подписываются ими.

21. В ситуации, когда эффективность реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, ее индивидуализации в соответствии с возможностями ребенка, программы психолого-­педагогического сопровождения ребенка  испытывающеготрудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, и/или  ребенка с ОВЗ  и эффективность деятельности специалистов минимальны, отсутствуют или имеют негативную направленность, а состояние ребенка ухудшается, эффективность реа­лизации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, не соответствует имеющимся образова­тельным критериям или имеет негативную направленность для развития ребенка, консилиумом может быть принято решение о необходимости повторного прохождения ПМПК с целью изменения пакета СОУ, кор­рекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок сможет освоить при подобном изменении своего состояния, форм и методов необходимой в данной ситуации психолого- медико-педагогической помощи.

22. Заключение о необходимости изменения в целом образовательной траектории и ее компонентов подписывается специалистами консилиума, проводившими обследование, и руководителем консилиума (лицом, исполняющим его обязанности). Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ подписывают заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с ним.

23. Заключение консилиума носит для родителей (законных представителей) детей рекомендатель­ный характер.

24. Консилиумом ведется следующая документация:

- положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ;

- представления на ребенка специалистов консилиума;

- план и регламент порядка проведения заседаний консилиума;

- протокол заседаний консилиума;

- заключения каждого из специалистов, принимающих участие в консилиумной деятельности по кон­кретному ребенку (первичное заключение с компонентами индивидуальной программы сопровождения; заключение по итогам каждого периода индивидуальной программы сопровождения и адаптированной об­разовательной программы на данный период; итоговое заключение по результатам реализации адаптиро­ванной образовательной программы в целом);

- журнал учета детей, прошедших обследование;

- журнал регистрации заседаний консилиума;

- согласие родителей на обследование ребенка и передачу информации о родителях и ребенке.

 

 

4. Права и обязанности участников консилиума.

25. Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ имеют право:

- присутствовать при обследовании ребенка специалистами консилиума;

- участвовать в обсуждении результатов обследования и формулировки как заключения каждого из специалистов консилиума, так и коллегиального заключения;

- участвовать в создании СОУ, адаптации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, разработке программы психолого-педагогического сопровождения, направлений коррекционно-­развивающей работы (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- получать консультации специалистов консилиума по вопросам обследования детей, создания и реализации индивидуальной программы сопровождения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности консилиума;

- в случае несогласия с заключением консилиума об особенностях создания и реализации СОУ и индивидуальной программы сопровождения обжаловать их на ПМПК, в вышестоящих образовательных организациях.

26. Родители (законные представители) обязаны:

- неукоснительно следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия с его решениями);

- аккуратно посещать занятия специалистов в рамках реализации их коррекционной деятельности с ребенком;

- участвовать в реализации программы психолого-педагогического сопровождения, коррекционной деятельности специалистов на правах полноправных участников образовательного и коррекционно­-развивающего процессов;

- приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, опрятно одетого, сытого и вовремя;

- проверять и, по необходимости, участвовать при подготовке задаваемых специалистами домашних заданий.

27. Специалисты консилиума обязаны:

- руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя ее исключительно интересам детей и их семей;

- исходить в своей деятельности из принципов инклюзивного образования детей, применяя все необходимые современные психологические и социально-педагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной открытой социальной среде;

- в пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами, на любом, профессиональном, общественном и государственном, уровне права и интересы детей, воспитаников в ДОУ, и их семей;

- руководитель (председатель) ПМПкорганизует работу ПМПк, обеспечивает систематичность заседания, координирует связи ПМПк с участниками образовательных отношений, контролирует выполнение рекомендаций ПМПк;

- педагог-психолог проводит комплексную углубленную диагностику развития ребенка, составляет психолого-педагогическое заключение содержащее  психолого-педагогические гипотезы, выводы, рекомендации;

- учитель-логопед проводит комплексную углубленную диагностику развития устной  речи ребенка, составляет логопедическое заключение содержащее  психолого-педагогические гипотезы, выводы, рекомендации;

-воспитателидают развернутую педагогическую характеристику на  ребенка по предлагаемой форме,  формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации;

-медицинский работникинформирует о состоянии здоровья ребенка, дает рекомендации по режиму жизнедеятельности воспитаника, обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации ПМПк либо по мере необходимости).

- специалисты несут ответственность за соблюдение конфиденциальности и несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.

28. Специалисты консилиума имеют право:

- иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения ребенка  испытывающего трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, и/или ребенка с ОВЗ в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации консилиума;

- требовать от родителей выполнения своих обязанностей в соответствии с п.26;

- представлять и отстаивать свое мнение об особенностях ребенка и направлениях собственной дея­тельности в качестве представителя ДОУ при обследовании ребенка на ПМПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5.

 

Организация и проведение психолого-медико-педагогического консилиума в  образовательном учреждении

 

- Консилиум - совещание врачей для выяснения болезни и установления способов ее лечения. (медицинское понятие).

- Консилиум – форма взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, организатором и инициатором его проведения является администрация дошкольного учреждения (педагогическое понятие).

- Психолого-медико-педагогический консилиум является одним из перспективных методов работы специалистов

Задачи:

  1. информационный обмен между участниками, на основе проведенной диагностики детей различной направленности
  2. построение стратегии просвещения педагогов и родителей, а так же коррекционно-развивающей работы с детьми и распределение обязанностей  между  участниками по ее реализации

 

Проведение консилиума и реализация

его решений состоит из нескольких этапов:

1  ЭТАП - постановка проблемы осуществляется на основании запроса субъектов образовательного процесса к старшему воспитателю. Происходит проверка обоснованности запроса и планирование обследования детей определенной параллели, группы или одного ребенка. Проводится диагностический минимум, в результате которого все обследования  делятся на 2 подгруппы: психологически благополучных и детей с определенными трудностями в воспитании и обучении.

2 ЭТАП - уточнение проблемы.  Начинается с проведения углубленной психодиагностики. Помимо этого предполагается сбор дополнительной информации от дополнительных педагогов, воспитателей, родителей Обобщение всей информации о работе проводится на стыке второго и третьего этапа.

3  ЭТАП - решение проблем.В рамках данного этапа и разворачивается работа ПМПк, деятельность каждого участника консилиума по реализаций его решений.

 

Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая:

1. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

- Каждый специалист участвующий в работе консилиума предоставляет заключение по результатам проведенного исследования.

Заключение
по результатам  педагогического (психологического) исследования
(структура и основное содержание)

Цель проведения исследования

2. Диагносты, должность Ф.И.О.

3. Сроки проведения исследования.

4. Исследуемые параметры

5. Используемые методики

Цель проведения исследования

2. Диагносты, должность Ф.И.О.

3. Сроки проведения исследования.

4. Исследуемые параметры

5. Используемые методики

Исследуемые параметры

Автор методики

Название методики

 

 

 

 

4. Результаты исследования:

- Количественные данные представленные на весь класс, параллель;

- Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводов по результатам;

5. Рекомендации по результатам исследования детей и педагогического процесса для всех субъектов по всем направлениям деятельности (перечислить формы, методы, конкретные мероприятия по решению выявленных проблем с указанием исполнителей).

 

Приложение к заключению

Схема учета результатов тестируемого

5. Рекомендации по результатам исследования детей и педагогического процесса для всех субъектов по всем направлениям деятельности (перечислить формы, методы, конкретные мероприятия по решению выявленных проблем с указанием исполнителей).

 

Приложение к заключению

Схема учета результатов тестируемого

 

 

Фамилия, имя ребенка

Результаты выполнения диагностического задания

Заключение

 

 

 

 

 

 

Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая

1. Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика – начинают они.

Если все участники консилиума относят данного ребенка к числу наиболее проблемных правильнее начать обсуждение с педагога.

Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико- педагогического состояния дошкольника.

2. Разработка стратегии помощи конкретному ребенку, группе детей, параллели.

Участники консилиума оговаривают:

- какого рода помощь требуется ребенку, группе детей, параллели;

- какую развивающую работу желательно осуществлять;

- какие особенности должны быть учтены в процессе воспитания и обучения;

2. Разработка стратегии помощи конкретному ребенку,группе детей, параллели.

- какую работу могут взять на себя участники консилиума в рамках определенных направлений деятельности (просвещения, профилактики, коррекции, развития, консультирования)

- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели, группы, ребенка (подбор методов, форм работы, коррекционно-развивающих программ)

-  что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне СОШ (подготовка рекомендаций педагогам и родителям).

3. Вынесение коллегиального решения о дальнейшей деятельности.

4. В ходе работы ПМПк заполнение протокола психолого-медико-педагогического консилиума.

С целью качественного оформления документации рекомендуется выбрать секретаря консилиума не из числа его участников.

Образец ведения протокола ПМПк
Протокол № ________ от ________

Повестка дня:

Присутствовали:

Слушали:(Указать выступающих, интерпретацию результатов диагностики детей с выделением «группы риска»)

Решили: (Конкретный план работы по всем направлениям: с указанием ответственных по его реализации)

- профилактик

- просвещению

- коррекции и развитию

- консультированию,

Председатель ПМПк(подпись, занимаемая должность)

Члены  ПМПк (подпись, занимаемая должность)

 

Заключение
по результатам  педагогического (психологического) исследования

Исследуемые параметры

Автор методики

Название методики

 

 

 

 

 

Схема учета результатов тестируемого

Фамилия, имя ребенка

Результаты выполнения диагностического задания

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор  бюджетного образовательного учреждения  города Омска  "Средняя общеобразовательная школа № _____"

_________________ Ф.И.О.

 

 

Обратная связь


Нажимая "Отправить" Вы соглашаетесь с
политикой конфиденциальности персональных данных

Баннер

 
Создание сайта: ITB company. 2010     Проект: Сайт-визитка