Версия для слабовидящих
 
 

 

Согласовано:

Директор департамента образования

Администрации города Омска

__________   Е.В. Спехова

___ _____________ ________

Утверждаю:

Заведующий БДОУ города Омска«Центр развития ребенка - детский сад №345»

__________    О.В. Токарева.

___ ______________ _______

 

 

Принята на Педагогическом совете                                            Протокол №___  от _________

Приказ №_____  от _________

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска

«Центр развития ребенка - детский сад № 345»

«Юные патриоты»

на период 2017-2021 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2017

 

 

Содержание

 

Паспорт программы                                                                                               3

Пояснительная записка                                                                                                    6

1. Информационная справка о деятельности образовательного учреждения              7

2. Проблемный анализ состояния работы ДОУ                                                             10

3. Концепция и стратегия развития детского сада                                                18

4. Этапы реализации программы развития                                                           24

5. Механизмы реализации программы развития                                                  25

6. Ожидаемые конечные результаты программы                                                40

Литература                                                                                                                       41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы развития БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 345»

Заказчик Программы

 

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 345»

Наименование Программы

 

Программа развития бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска  «Центр развития ребенка - детский сад № 345» «Юные патриоты»

Разработчики программы

 

 

Заведующий Токарева О.В., старший воспитатель Старостина М.В., творческая группа педагогов.

Цель и задачи Программы

 

ЦЕЛЬ:Формирование и закрепление патриотического отношения к Родине, через познавательную деятельность, направленную на ознакомление детей с историей, культурой и природой родного региона.

ЗАДАЧИ:

1. Личностные:

- приобретение новых знаний об истории, культуре и природе родного края;

- формирование интереса к изучению истории и культуры родного края через понятие «малая Родина»;

- воспитание уважительного и бережного отношения к природе;

- закладывание и укрепление фундамента патриотического воспитания юных омичей.

2. Управленческие:

- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания;

- повышение активности участия родителей в образовательном процессе ДОУ;

- обновление методической базы для дальнейшего развития в условиях современного дошкольного образования.

Сроки реализации Программы

 

на период 2017 – 2021г.г.

Источник финансирования

 

Средства муниципального бюджета, внебюджетные средства.

Целевые индикаторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- расширение комплекса технических и методических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников в образовательном процессе БДОУ;
- создание в ДОУ образовательной среды, обеспечивающей физкультурно-оздоровительное, художественно – эстетическое, познавательное  и интеллектуальное развитие ребенка

Сроки и этапы реализации программы

1. Подготовительный этап (2017-2018 гг.)

2. Основной этап (2018-2019 гг.)

3. Обобщающий этап (2019-2021 гг.)

Проекты

Блок «История Омска».

Проект «Мой Омск в картинках».

Проект «Омич-это звучит гордо».

Блок «Культура Омска».

Проект «Народное творчество Омского региона».

Проект «Культурное достояние Омска».

Блок «Природа Омска».

Проект «Мир природы Омского Прииртышья».

Проект «Сохраним родную землю»

Ожидаемые результаты

- Формирование заинтересованности культурно-историческими аспектами жизни региона;

- Воспитание бережного отношения к природе родного края;

-Формирование мотивации на здоровый образ жизни;
-Развитие физических качеств детей;
-Формирование у педагогов и родителей ценностных ориентаций, ориентированных на духовно-нравственное развитие воспитанников.
-Повышение результативности воспитательно-образовательного процесса.
-Формирование у воспитанников культуры безопасного поведения в социуме.

Система организации контроля над выполнением Программы

 

 

 

Постоянный контроль над выполнением Программы осуществляется администрацией ДОУ, Советом ДОУ. Результаты мониторинга публикуются на сайте ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Воспитание любви к отечеству и Родине в человеке, как будущем гражданине, начинается с детства. Неосознанно и стихийно это воспитание осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольном учреждении.Чем раньше познакомится маленький человек с красотой природы родного города, его историей и культурой, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать и улучшать жизнь всеми возможными силами.

«Любовь к Родине начинается с любви к природе» - это лозунг детского экологического движения  страны. Под ним проходят мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру, через осознание важности сохранять ее уже сегодня.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте, когда ребенок еще открыт всему самому светлому и лучшему. Изменить мировоззрение взрослого человека, его представления позже уже необычайно сложно. Формирование патриотического и доброго отношения к родному краю важно осуществлять своевременно, в период становления маленькой личности.

Одним из приоритетных направлений развития государство ставит вопрос о воспитании любви и гордости за свое отечество. Знание истории и культуры России, бережное и заботливое отношение к нашей природе стали основными целями в направлении воспитания будущих граждан страны. Таким образом, патриотическоевоспитание, через изучение истории и культуры региона и края, заботы о природе - актуальная задача современности.

В современных условиях противоречивых и порой острых межполитических отношений между странами мира, темапатриотического воспитания дошкольников приобретает особую значимость и актуальность.патриотическое воспитание это не тольковоспитание любви к родному городу, природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду,школе, городу.Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Программа развития спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния ДОУ, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников, а также с учетом возможных рисков, в процессе реализации программы.

Качественные характеристики программы.

Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного процесса детского сада.

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.

В ходе реализации программы максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создание наиболее благоприятных условий для их реализации.

Соблюдается преемственность всех звеньев непрерывного патриотического и духовно-нравственного образования: детский сад – школа. Учет интересов и потребностей субъектов образовательного процесса, социума.

1. Информационная справка детского сада.

1.1. Полное название: бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 345 ».

1.2. Юридический адрес: 644045, Россия, Омская область,   г. Омск,  ул. Блюхера, дом 24 корп. 1, телефон: 8 (3812) 65-98-44, ул. Химиков 12/1. телефон: 8(3812) 60-54-33.

1.3. Детский сад был сдан в эксплуатацию в 1985 году. Передан в муниципальную собственность с 1996 года, находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании. Детский сад расположен рядом с жилым массивом, автомагистралью. Ближайшее окружение: БОУ г. Омска «СОШ №61», БОУ ДО г. Омска «Центр дополнительного образования «Эврика», БУК г. Омска ГДТ «Студия» Л.Ермолаевой.

1.4. Учредитель детского сада: департамент образования Администрации города Омска. Юридический адрес: 644043, город Омск, ул. Карла Либкнехта,33

1.5. Детский сад имеет государственную лицензию: серия А 0001045 № 675-и  от 27.12.2011г. Свидетельствоо государственной аккредитации.

1.6. Статус Детского сада: тип – бюджетное дошкольное образовательное учреждение, общеразвивающего типа.

1.7. В соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.07.2013  количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для 1 –х младших групп  (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

1.1.Структура дошкольного учреждения

В настоящее время  детский сад посещают 604 воспитанника, функционируют 18 групп (2 группа раннего возраста с 2  до 3 лет; 4 группа  от 3-х до 4-х лет; 4 группа для детей 5-го года жизни; 4  группа для детей 6-го года жизни; 4 подготовительная к школе группа 7-го года жизни).

Режим работы ДОУ:  5 дневная рабочая неделя, с 07:00 до 19:00.

Выходные:  суббота, воскресенье.

Срок пребывания в детском саду: в общеобразовательных группах согласно Уставу о дошкольном образовательном учреждении – с 2 лет до выпуска в школу.

1.2. Характеристика семей воспитанников.

Образовательный уровень родителей: всего-1098

Среднее образование

Средне -  спец. обр.

Высшее образование

341

532

225

31%

48 %

21%

Социальный состав семей:

Служащие

Предприниматели

Рабочие

Безработные

423

85

568

22

38%

8%

52%

2%

Количественный состав семьи: всего семей-583

Полные семьи

Неполные семьи

Опекуны

Многодетные

515

31

9

28

88%

5 %

2%

5 %

1.3. Кадровая характеристика.

Всего в ДОУ работают 42 педагога:

-35 воспитателей

-2 старших воспитателя

-3музыкальных руководителя

-1 логопед

-1 педагог-психолог

1.4. Уровень образования педагогов:

высшее педагогическое

средне – педагогическое

проходят обучение

9 педагогов

28 педагогов

5  педагога

1.5. Стаж работы:

до 5 лет

до 10 лет

до 20 лет

Более 20 лет

3 педагога

2 педагога

3 педагога

4 педагога

В соответствии с планом повышения квалификации, педагоги повысили свой профессиональный уровень на курсах при ОмГПУ и БОУ ДПО «ИРООО»

1.6. Квалификация педагогов:

Высшая квалиф. категория

1квалиф. категория

2 квалиф.  категория

Без квалиф. категории

Соответствие занимаемой должности

2 педагогов

14 педагогов

-

21

5 педагогов

Образовательная деятельность ДОУ ведется в соответствии с  основными общеобразовательными программами дошкольного образования:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

Парциальные  программы:

1. Программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье»  под редакцией Борцовой Л.В., Гавриловой Е.Н., Зеновой М.В., Чернобай Т.А. и др.

2. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»                                                                    под редакцией  О.С. Ушаковой

3. «Приобщение  детей  к  истокам   русской  народной  культуры»  под редакцией Князевой О.Л., Маханевой  М.Д.

4. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией  Авдеевой Н.Н. , Князевой О.Л., Стеркиной  Р.Б.

5. Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией  И.А. Лыковой

Дополнительные общеобразовательные программы:

1. Программа  музыкального  воспитания   дошкольников  «Музыкальные  шедевры»,  под редакцией Радыновой О.П.

2. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников»// Москва, 2016.

3. «Юный эколог»,  под редакцией  Николаевой С.Н.;

4. «Ребенок в мире поиска» Дыбина О.В.;

5. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Павлова Ю.Э;

. Матюшин Г.Н. «Историческое краеведение»// Москва, 1987;

7. «Конструирование и художественный труд в детском саду», под редакцией Куцаковой Л.В.;

Имеется необходимое программно – методическое обеспечение для реализации данных программ:

1. Методическая литература по всем разделам программы.

2. Дидактические пособия и наглядный материал.

3. Детская художественная литература.

4. Индивидуальные тетради для дошкольников по математике, развитию речи, экологии.

5. Развивающие, настольные игры и игрушки для дошкольников

6. Средства ИКТ.

Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья. Педагоги создают на занятиях и в других формах обучения эмоционально - насыщенную атмосферу, наполняя их сказочными сюжетами и персонажами, импровизациями, что позволяет развивать эмоционально чувственную сферу детей. Занятия проводятся по подгруппам и фронтально. Диагностика и тестирование определяют цели и направления индивидуальной работы с детьми.

В соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка, желаниями и возможностями родителей, в ДОУ организованна  дополнительная образовательная деятельность детей - бесплатные кружки и дополнительные платные образовательные услуги.

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию.

В каждой возрастной группе ДОУ оборудованы зоны активности, где размещаются материалы для всех видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т.д. Группы оборудованы пособиями, развивающими играми и игрушками.

Результативность работы ДОУ отслеживается с помощью регулярной  педагогической диагностики два раза в год и по мере необходимости. Диагностика позволяет педагогу осуществлять своевременную коррекцию не только детской деятельности, но и своей собственной, если в этом возникает необходимость.

Диагностическая информация свидетельствует об устойчивой динамике роста показателей всестороннего развития детей. Учителя школ, куда приходят наши выпускники, отмечают высокий уровень развития творческих способностей детей. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы

 

2. Проблемный анализ состояния работы детского сада.

Управление повышением качества образовательных функций в детском саду осуществлялось через:

1. изучение системы работы каждого педагога;

2.целевое единство и сплочённость на наиболее важных проблемах образования

Влияние управления на формирование единого образовательного пространства внутри учреждения было реализовано путем:

1. преемственности в работе между воспитателями и специалистами детского сада;

2. взаимодействия с другими социальными институтами;

Был выработан алгоритм действий в управлении качеством образования, осуществлялся сбор информации о состоянии объекта и внешней среды, проведен анализ полученной информации. Далее была произведена постановка целей, определение задач, выбор коррекционных мероприятий, контроль и регулирование всех происходящих процессов.

В дошкольном учреждении образовательная деятельность осуществляется по комплексной общеобразовательной программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. и  программой для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье»  под редакцией Борцовой Л.В., Гавриловой Е.Н., Зеновой М.В., Чернобай Т.А. и др.

Базисом образовательной системы детского сада является организация воспитательно-образовательного процесса по следующим направлениям развития воспитанников:

1. физическое;

2. социально-личностное;

3. познавательно-речевое;

4. художественно-эстетическое.

Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности воспитанников, их родителей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

2.1.  Физическое направление.

Здоровье воспитанников выступает одним из важнейших показателей результатов работы детского сада. Поэтому задача ДОУ сохранение здоровья воспитанников посредством создания оптимальных условий для полноценного физического развития и профилактики заболеваемости детей.

В каждой возрастной группе под руководством старшей медицинской сестры, воспитателя и старшего воспитателя  построена система физкультурно-оздоровительной работы.

Занятия физическими упражнениями с детьми проводятся постоянно, с учетом программных требований и использованием методических рекомендаций. Большое внимание уделяется организации оптимального режима двигательной активности  детей раннего возраста. Используются различные виды подвижных игр и игровых заданий.

При планировании физкультурно-оздоровительной работы отражены все стратегические важные направления:

1. оптимизация режима (гибкий, щадящий, адаптационный);

2. организация двигательной активности;

3.охрана психо-эмоциональной активности;

4.профилактика заболеваемости;

5. закаливание.

Особое внимание уделяется формированию навыков здорового образа жизни (личной гигиене, поддержание порядка в окружающей обстановке,  профилактика заболеваний, забота об окружающих, основы безопасности жизнедеятельности, правилам первой помощи и др.).

В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатели обогащают представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании. Физкультурные занятия с детьми в основном носят фронтальный характер, но содержание включает разнообразные формы организации детей и видов двигательной активности.

В соответствии с программными задачами и возрастными особенностями дети овладевают новыми видами движений, комплексами ОРУ с предметами и без предметов, строевыми упражнениями.

Воспитатели учитывают в своей работе возрастные и индивидуальные особенности детей, рекомендации. Дети принимают активное участие в спортивно-массовых мероприятиях детского сада, а воспитанники старшей подготовительной групп участвуют в районном мероприятии по ОБЖ «01 спешит на помощь» и «Весёлый светофор».

Организованная среда в ДОУ стимулирует двигательную активность детей, позволяет реализовать их главную потребность – потребность в движении.

Все группы учреждения оснащены спортивными уголками с наличием необходимого оборудования для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми в группе и на воздухе.

Имеется физкультурный зал со спортивным оборудованием для развития различных групп мышц, спортивный инвентарь и атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений, подвижных и малоподвижных игр; спортивная площадка на улице с малыми формами.

Оздоровительные мероприятия, являющиеся важной составной частью физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни, укреплению организма:

- хождение босиком по ребристой доске, массажным коврикам, соляным дорожкам и воздушные ванны до и после сна, прием фиточая и кислородных коктейлей;

- витаминизация третьих блюд;

2.1.1. Анализ заболеваемости детей:

 

год

% заболеваемости по группам здоровья

1 г.з.

2 г.з.

3 г.з.

2014

14,4%

73,8%

11,8%

2015

19,3%

66,7%

14%

2016

17,3%

68,3%

14,4%

 

Общая заболеваемость детей в 2015 – 2016 учебном году, по сравнению с 2014 – 2015 учебным годом, снизилась на 0,8% . Чаще всего дети болели простудными заболеваниями ОРЗ, ОРВИ из- за ослабленного иммунитета, а главной причиной  заболеваемости считаем повышенную наполняемость групп детьми. Для оценки физической подготовки детей педагогами  используются контрольные нормативы, провидится диагностика двигательных навыков детей в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, рекомендованных образовательными программами. В связи с этим прослеживается положительная динамика в освоении детьми основных движений.

Таких результатов педагоги ДОУ добились благодаря проведению физкультурных занятий, эффективно используя время занятий в целом и в каждой его части, соблюдая режим двигательной активности и нагрузки на детей. Медицинский работник осуществляет контроль за общей и моторной плотностью занятий, за соблюдением гигиенических требований к проведению физкультурных занятий и пребыванием детей на прогулке. С дошкольниками проводится работа по воспитанию у них потребности к здоровому образу жизни.

Анализируя работу по физическому воспитанию и оздоровлению в 2015-2016у.г., следует отметить и негативные моменты:

1. педагогами не в полном объеме проводится работа по организации дифференцированного подхода в физическом развитии детей;

2. проводимая работа по формированию у детей осознанного отношения к здоровью все еще не достаточно эффективна  в виду того, что необходимо обновить наглядный материал и дидактические пособия;

3. родители воспитанников менее активно, чем запланировано принимают участие в формировании полезных и здоровых привычек у свои детей, редко принимают участие в мероприятиях приуроченных к формированию положительного отношения к ЗОЖ.

2.2.  Социально-личностное направление.

Для успешного построения работы по данному направлению в детском саду учитывалась следующая структура:

- Программно-методическое обеспечение.

-Условия (предметно-развивающая среда, квалификационный уровень педагогов, методическая работа с педагогами ДОУ по данному направлению).

- Система индивидуального сопровождения социально-личностного развития ребенка ( педагогическая диагностика).

- Особенности организации жизнедеятельности ДОУ.

В своей работе мы опираемся  на примерную образовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.  Для оценки уровня познавательного развития детей ориентируемся на разработанные критерии.

Важно учитывать  социально-личностном направлении  компоненты:

-эмоциональное благополучие ребенка;

-положительное отношение ребенка к окружающим людям;

- развитие коммуникативной компетентности ребенка;

- развитие социальных навыков у детей;

-бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).

Для этого в нашем детском саду мы проводим разнообразную работу.

2.2.1.Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка организованы:

1.Сочинение с детьми творческих рассказово себе, о своей семье с последующим составлением альбомов и оформлением их рисунками.

2. Фотовыставки : «Мой Омск», «Моя семья», «Пусть всегда будет мама», «Я помню! Я горжусь».

3.Персональные творческие выставки детей «Осенний коллейдоскоп», «Лето, ах, лето!», «Зима чудесница» повышают статус ребенка в группе.

4. Участие детей в творческом конкурсе «Алло! Мы ищем таланты!».

Предметно-развивающая среда в группе (наличие уголков уединения, ширмы,   оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для ролевых игр) направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

2.2.2. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим ведется следующая работа:

Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным национальностям и народам города Омска(«Национальные костюмы», «В России Люди разных наций»», «У кого какой дом»)

Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуациях и проведение интегрированных занятий «Уроки вежливости», «Уроки общения».

Чтение сказок разных народов, которые представляют составную часть духовной культуры разных народов.

Коллективные работы по изодеятельности помогают формировать у детей умение строить композицию рисунка («Цветные ладошки», «Соберу цветов букет», «Светит солнце ясное»), развивая индивидуальное творчество в коллективном исполнении; воспитывать стремление действовать согласованно друг с другом.

Коллективные праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного материала.

Выпуск ежеквартальной детско-юношеской газеты «Вечерний Омск» о каком-либо совместном мероприятии.

Создание проблемных  ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.

Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы (помогают почувствовать дух единства, важности всех и каждого).

2.2.3.Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:

- Специальные игры и упражнения, которые проводятся воспитателями и педагогом-психологом направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Волшебное зеркало», «Телевизор».

- Игры драматизации(русские народные игры), подвижныеигры

- Театрализованные игры,создание условий для самостоятельной творческой театрализованной деятельности, сопровождающиеся показом маленьких пьс родителям.

- Просмотр спектаклей,  взаимодействие  с творческими коллективами г. Омска.

- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

2.2.4. Для развития социальных навыков у детей проводятся:

- Дидактические игры(выбери что правильно, а что неправильно).

- Просмотр  и разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил(работа педагога-психолога)

- Специальные игры на общение «Помоги другу», «Все вместе».

- Осуществляется сотрудничество с воспитанниками ДОУ САО, проводятся совместные мероприятия, такие как:«День знаний», «День воспитателя», «День защиты детей»

2.2.5. Развитию бережного отношения к окружающему миру способствуют:

- комбинированные занятия по экологии;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры содержащие духовно-нравственный компонент;

- разбор конфликтных ситуаций из произведений и реальной жизни воспитанников;

- просмотр спектаклей на патриотические темы;

- уход за растениями в уголке природы и на участке;

- трудовая деятельность (различные виды труда)

2.2.6.Диагностика успеваемости воспитанников:

Высокий уровень

41%

Средний уровень

43%

Низкий уровень

16%.

 

В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности.

Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.

Небольшое количество детей из среднего возраста показали низкий уровень - поведение и их общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Дети часто проявляют черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, упрямство. Но при этом замечают эмоциональное состояние взрослых и сверстников.

Рекомендации: индивидуально проводить этические беседы; решать проблемные ситуации, возникающие в группе.

2.3. Познавательно-речевое направление.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат, достигается только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства, и, одновременно, условием его создания является определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников.

Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку всеми участниками педагогического процесса.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства является согласование путей решения проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов.

Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества познавательно-речевого развития детей. Согласованность в действиях специалистов поможет поднять качество и эффективность работы по развитию дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении проведены ряд мероприятий по теме:  «Звуки вокруг нас» в разных возрастных группах.

Ежегодно определяется единая речевая тема ДОУ, которая соответствует годовой задаче сада. В этом году «Формирование звуковой культуры речи детей». Работа  над темой предполагала развитие речи детей через определенный вид деятельности и также способствовала единству всех участников педагогического процесса.

В рамках работы над данной темой проводился Совет педагогов «Звуковая культура речи как составная часть речевой культуры», где рассматривались вопросы взаимодействия, педагоги поделились опытом своей работы.

В детском саду прошли консультации для педагогов и родителей при содействии логопеда: «Нарушения речи дошкольников», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», способствующие обогащению теоретических знаний педагогов.

На педагогических стендах были оформлены диагностические методики по звуковой культуре речи, что способствовало точности данных обследования, моделирование игр и пособий внесло новизну в совместную деятельность, пополнило развивающую среду.

Разработанные рекомендации к проведению индивидуальной работы с детьми по формированию звуков обозначили целенаправленность подхода к проблеме.

Благодаря семинару «Формирование звуковой культуры речи у детей» повысилось педагогическое мастерство педагогов по данному разделу, совершенствовалась эффективность планирования и проведения работы по формированию звуковой культуры речи у детей.

Познавательная активность детей развивается через игровую деятельность. В процессе организованного обучения, дети получают более сложные знания и умения. Воспитатели учат детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли, фантазировать, сочинять, претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности. Педагоги удовлетворяют познавательные потребности детей, отвечают, рассказывают обо всем,  стремятся поддерживать интерес ребенка к познанию. Используемые методические приемы поддерживают в детях стремление быть активными участниками педагогического процесса, а не пассивными слушателями.

В процессе поиска, экспериментов, обследовании, решения проблемных задач дети получают программный объем знаний, учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения. На каждой непосредственно организованной деятельности присутствуют приемы для активизации детей, для развития творческого мышления и повышения качества и результативности деятельности. Посредством обучения дети развивают речь, память, логическое мышление, абстрактное воображение, креативность и самостоятельность.

Коллективом детского сада созданы условия и средства для развития познавательной сферы детей.

В каждой возрастной группе оформлены: уголки тематических игр с духовно-нравственным уклоном, ознакомлению с природой и сторией Омска, развитию речи; обозначены книжные уголки; полочка «Самоделкин», предложены альбомы со схемами; уголки природы.

Положительным условием, обеспечивающим качество работы, являются функциональные помещения:

- познавательный центр – на основе подобранного материала дети знакомятся: с неизведанным космосом, о том, как люди жили в древности, проводят опыты и эксперименты, учатся считать и логически мыслить, основам грамоты.

- уголок природы учит детей взаимодействовать с природой живой и не живой, ориентироваться в многообразии растений, животных.

Построенная таким образом развивающая среда даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению способами различной деятельности.

Результатом работы познавательно-речевого направления явилось проведение литературно – музыкального вечера по теме «Поёт зима, аукает».

Итоги проведения диагностики дали результаты: высокий уровень – 49%, средний – 51%.

2.4. Художественно – эстетическое направление работы детского сада.

Работа по художественно-эстетическому направлению, проходит через такие разделы программы, как музыкальное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, ребенок и окружающий мир, ознакомление с художественной литературой.

Методическое обеспечение выстраивается на основе программы. Деятельность основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного) осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественной деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), художественно-речевой, театрализованной.

В дошкольном учреждении выстроена система работы педагогического коллектива. Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно-эстетического направления. Определены функции каждого специалиста: заведующего, старшего воспитателя по воспитательной и методической работе, музыкального руководителя, воспитателей.

Для повышения компетентности педагогов в данном направлении были проведены:

смотр-конкурс уголков «Звуки вокруг нас»; смотр-конкурс «Зимних участков», где одним из критериев являлась эстетика оформления. В течение года проводились выставки: «Осенние деньки»; «Пришла зима»; «День победы»; «Чудесное лето».

Результатами процесса стали следующие достижения: - Уровень художественно- эстетического развития выпускников ДОУ: высокий – 52 %; средний – 48 %; низкий – 0%.

Созданные коллективом детского сада благоприятные условия и хороший микроклимат позволяли максимально развивать личность каждого ребенка, формировать его готовность к дальнейшему развитию.

По данным фронтального контроля в подготовительной группе созданы удовлетворительные условия для подготовки детей к школе, показатели развития имеют положительную динамику. Качество образования повысилось на 8% по сравнению с 2015-2016у.г.

Многие педагоги использовали диагностику качества знаний ребенка для прогнозирования уровня его развития, повышение уровня своей деятельности. Посредством психолого-педагогической диагностики удалось определить положительные основные и отрицательные стороны труда педагогов, выделить методические проблемы и затруднения, показать динамику уровня развития, выявить причины негативов.

В детском саду реализуется принцип полифункционального использования помещений, что в свою очередь позволяет осуществлять обеспеченность воспитательно-образовательного процесса по направлениям деятельности через образовательные области.

 

3. Концепция и стратегия программы развития

3.1. Концепция ДОУ: Разрабатывая обновления педагогического процесса в ДОО, учитывались тенденции социальных преобразований, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов, а также учитывался анализ мониторинга, включающего различные показатели (анализ состояния методической базы, анализ компетенций педагогического состава в вопросах патриотического воспитания, мониторинг успеваемости, заболеваемости и физической подготовленности воспитанников).

Цель концепции: создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и самореализации; обеспечение чувства психологической защищённости, развитие патриотической культуры детей

Объект воздействия концепции: дети 3 – 7 лет

Предмет: система педагогических средств и методов для развития личности ребёнка в разных видах деятельности

Задачи:

- построение образовательного процессе ориентированного на приобретение новых знаний об истории, культуре и природе родного края;

- формирование интереса к изучению истории и культуры родного края через понятие «малая Родина»;

- воспитание уважительного и бережного отношения к природе;

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование потребности к здоровому образу жизни;

- развитие художественных способностей детей, создание потенциальных возможностей посредством развития различных видов художественной деятельности;

- формирование духовных потребностей детей, родителей, педагогов через приобщение к искусству и природе, развитие культурного потенциала в целом.

Социально-педагогический фактор развития личности детей определяется нами как социально-организованная взрослыми и возникающая по инициативе детей деятельность, включающая их в освоение окружающей среды. Эффективное развитие личности детей в процессе деятельности в открытой социальной среде возможно, если:

- учитывается социально-педагогический потенциал микросоциума

- деятельность детей включает формирование первичных потребностей и предпосылок освоения окружающего мира;

- социально-педагогические условия направлены на развитие у ребёнка его эмоциональной сферы и самореализацию возможностей.

3.1.1. Принципы содержания образовательного процесса и условия их реализации в ДОУ.

Главная задача коллектива детского сада не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Инструментом решения задачи может быть воспитательная система ДОУ.

В качестве принципов организации воспитательного процесса педагогический коллектив принял:

3.1.1.1. Принцип личностного подхода в воспитании

Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит своё место в системе воспитательного процесса в ДОУ. Каждый воспитанник – личность, которую уважают и принимают.

3.1.1.2.Принцип деятельного подхода.

Процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребёнком основывается на признании его предшествующего развития, учёте его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможность самореализации.

3.1.2. Оценка образовательного процесса:

Основными показателями результативности ДОУ как целостной воспитательной системы будут следующие:

- психологический климат в ДОУ;

- комфортность в ДОУ для педагогов, детей;

- отношение родителей к детскому саду;

- психологическая защищённость детей.

Методы отслеживания результатов образовательного процесса: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми.

Результативность воспитательно-образовательного процесса на условиях:

- личностном  (динамика личностного развития ребёнка, воображение, творческие способности, познавательная активность, развитие воли);

- информационном  (в зависимости от выбранной программы).

В основе концепции развития ДОУ лежит возможность:

- ранней диагностики;

- подбора учебного материала для детей с учётом их личностных и возрастных особенностей и возможностей.

Базисные основания ДОУ

Ценности ДОУ :

- ребенок, как уникальная развивающаяся личность;

- педагог, как личность, носитель образования;

- командная работа, как основа достижения целей и успеха;

- стремление к качеству и совершенству;

- культура организации, взаимоотношений;

- семья – как основная среда личностного развития ребенка, сотрудничество с ней.

Миссия ДОУ:

- осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.

- совершенствование охраны и укрепление психологического и физического здоровья детей.

- построение тесного взаимодействия с семьей.

Причины, диктующие целесообразность выбора данной миссии:

-содержание современного образования, направленное на развитие ребенка;

- увеличение с каждым годом детей, имеющих отклонения в физическом и психологическом развитии, нуждающихся в коррекционной и профилактической помощи.

3.2. Стратегия ДОУ: Программа развития образовательного учреждения формируется как совокупность основных направлений работы, выстроенных для достижения целей и задач БДОУ. Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников и неорганизованных детей в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных в процессе реализации программы.

Стратегическая цель: создать в ДОУ пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребёнка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи.

Модель развития ДОУ

Самостоятельность, предлагаемая дошкольному учреждению, позволяет создать свою модель развития. Разрабатывая модель, руководствовались законом «Об образовании в России», ФГОС ДО, а также исходили из результатов проведённого анализа деятельности ДОУ.

Главная цель: Создание единой  образовательной среды, обеспечивающей  качество дошкольного образования, успешную адаптацию к школе выпускников детского сада.

Миссия ДОУ: мы видим своё образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условиядля личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Модель выпускника.

Создание образа выпускника обусловлено социальными запросами родителей и педагогов школы, своеобразием самого дошкольного периода. В ФГОС дошкольного образования дана возрастная характеристика( целевые ориентиры) ребенка на этапе завершения образования. Она является ориентиром для создания образа выпускника.

Выпускник нашего ДОУ  сможет овладеть следующими компетенциями, к которым относятся:

Основы здорового образа жизни. Ребенок овладеет элементарными представлениями о ценности собственного здоровья и привычками к здоровому образу жизни. У него будут развиты жизненно необходимые двигательные умения и навыки,  физические качества и тем самым достигнут высокий уровень физической подготовленности, сформирована потребность в физическом совершенствовании.

Основы патриотизма и гражданственности. Ребенок овладеет знаниями о малой и большой Родине, о русской национальной культуре, научится ответственно  относиться к тому, что его окружает.

Основы проектного мышления. Ребенок сможет самостоятельно ставить проблемы, добывать и использовать необходимую информацию для ее решения, применять полученные знания в практической деятельности

Основы правового сознания. Ребенок овладеет элементарными знаниями о правилах и нормах в жизни общества, ознакомится с такими понятиями как права и обязанности, честь и достоинство

Основы готовности к выбору. Ребенок сможет научиться осуществлять осознанный выбор, принимать решения и нести за свои решения ответственность в разных жизненных ситуациях.

Предпосылки к постоянному обучению в течение всей жизни. У ребенка будет сформировано ценностно-прагматическое отношение к знаниям, познавательной деятельности и самосовершенствованию.

Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.

Модель педагога ДОУ.

Важную роль в формировании компетенций ребенка играет педагог, обладающий особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу сформулированы в квалификационных характеристиках.

Квалификационные характеристики педагога детского сада:

-специальное образование;

-коммуникабельность;

-индивидуальный подход

-организаторские способности

-творческие способности (креативность)

-педагогическая рефлексия

Вместе с тем, задачи развития нашего детского сада и компетенции выпускника требуют от педагога следующих компетенций:

Открытость. Педагог ДОУ делится опытом, информацией, идеями, открыто обсуждает проблемы и находит решения, его действия корректны и носят поддерживающий характер.

Здоровый образ жизни. Педагог нашего ДОУ является носителем здорового образа жизни.

Проектное мышление. Педагог владеет основами проектного мышления и использует проектирование как элемент своей профессиональной деятельности

Инновационность и мобильность. Педагог обладает современным мышлением, стремится узнавать и осваивать новые, современные технологии и вносить их в жизнедеятельность ДОУ, осуществляет психолого-педагогическую рефлексию деятельности (осознание педагогами своих возможностей, способов работы с детьми, результатов деятельности).

Гражданственность и толерантность. Педагог занимает активную гражданскую позицию. Он уважает и принимает многообразие проявлений человеческой индивидуальности, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Правосознание. Педагог обладает необходимыми правовыми знаниями, является носителем правового сознания.

Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.

Цель Программы:

1.Формирование начал патриотической культуры дошкольников (правильного отношения ребенка к природе региона, к себе и своим соотечественникам, воспитание любви  к Родине и гордости за Отечество) через ознакомление с историей, культурой и природой Омска.

Задачи программы:

- формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе родного края;

- накопление знаний об исторических и культурных событиях региона, о выдающихся личностях Омска, о традициях народов, проживающих в Омске;

- воспитание потребности в созидании и творчестве на пользу родному городу;

- создание условий для полноценного патриотического воспитания;

- воспитание толерантности и терпимости к особенностям, традициям и привычкам других народов, проживающих в Омске.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению патриотического и духовно-нравственного образования;

- постоянным ознакомлением детей с историей, культурой и природой региона;

- построением духовно-нравственно и патриотически ориентированной развивающей среды в дошкольном     учреждении;

-  активным участием родителей и социума в воспитательном процессе.

 


4. Этапы реализации программы развития

 

Этапы

2017–2018г.г.

Подготовительный этап (2017 – 2018 гг.)

Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития.

2018–2019г.г.

Основной этап (2018 – 2019гг.)

Цель: Развитие образовательного учреждения оптимизация функционирования детского сада. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы

2019- 2021г.г.

Обобщающий этап (2019-2021гг.)

Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений. Формирование адекватных и целостных  представлений о реальном состоянии образовательной системы

1.Совершенствование образовательной программы. Изучение опыта патриотической и духовно-нравственно ориентированной работы в ДОУ города, области, других регионах России.

 

2.Совершенствование предметно-развивающей среды учреждения. Создание ориентированного пространства в ДОУ.

 

 

1.Реализация мероприятий  направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области патриотического и духовно-нравственного воспитания, что в свою очередь, способствует  повышению качества образовательной услуги

2.Участие в семинарах, конференциях различного уровня по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

 

1.Комплексная экспертиза качественных изменений в системе дошкольного образования в учреждении.

2.Внесение необходимых корректив в программу развития ДОУ.

3.Построение целостной системы дифференцированной и индивидуальной работы педагогов с детьми  по развитию познавательных способностей в процессе ознакомления с историей, культурой и природой в разных видах деятельности.

 

3.Разработка перспективного планирования и внедрение в практику педагогического коллектива.

4.Проведение консультаций для специалистов ДОУ города и округа.

5.Осуществление ориентированного  просвещения родителей воспитанников и педагогов ДОУ.

 

3.Организация и проведение школы профессионального мастерства для педагогов.

4.Проведение открытых ООД, развлечений, праздников, выставок для родителей, воспитанников и педагогов ДОУ. 5.Создание совместных проектов с родителями

6.Взаимодействие с социальным институтом: БОУ г. Омска «СОШ № 61»; детской библиотекой «Дом Семьи», с ДОУ САО.

4.Популяризация патриотических знаний через сайт ДОУ; выпуск ежеквартальной газеты

 

6.Проведение итоговых мероприятий (НОД, проектов, развлечений)  по результатам работы с целью проверки эффективности разработанной программы.

.

 

7.Привлечение источников финансирования (бюджет)

8.Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса

9.Создание эффективной системы управления на основе анализа и регулирования процессов

5.Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития Программы

6.Подведение итогов реализации Программы развития

5. Механизмы реализации программы:

Направления развития

 

Мероприятия по реализации программы

Сроки

Ответственные

Создание условий для дальнейшего развития БДОУ

Предметно-развивающая среда групп:

  • использование многофункционального оборудования
  • приобретение мебели для игровой комнаты
  • пополнение современными развивающими играми, новинками методической и детской литературы
  • косметический ремонт
  • постепенная замена кроватей, постельного белья, матрасов
  • постепенная замена электропроводки и светильников

2017 – 2021

 

 

По мере необходимости

 

По мере необходимости

2017 – 2018

2017 – 2021

Администрация

 

 

Воспитатели всех групп

 

Родительский

комитет

Специалисты

 

Предметно-развивающая среда кабинетов, залов и участков:

  • обновление информационных стендов
  • пополнение новинками методической литературы
  • косметический ремонт  методического кабинета
  • обновление компьютерной техники
  • обновление сайта
  • косметический ремонт и обновление участков детского сада
  • обновление выносного оборудования
  • приобретение оборудования для спортивной площадки
  • приобретение дидактического материала и игрушек 
    • пошив костюмов  к детским утренникам
    • косметический ремонт музыкального кабинета и зала
    • приобретение  оборудования для оформления  музыкального зала
    • замена электропроводки
    • приобретение технологического оборудования для пищеблока
    • замена дверных проемов

2017 – 2021

 

Ежегодно

 

2017-2018

 

2017 – 2021

По мере необходимости

 

2018

2017 – 2021

 

По мере необходимости

 

 

 

2017-2018

 

По мере необходимости

Администрация

 

 

Ст. воспитатель

 

 

Админитсрация

 

 

Совет ДОУ

 

 

Муз.руководители

 

 

 

Специалисты

 

 

Повышение профессиональной компетентности

 

  • Аттестация кадров
  • Мероприятия по повышению квалификации сотрудников
  • Годичные  проблемные семинары-практикумы для педагогов всех категорий
  • Заседания педагогического совета
  • Профильные и индивидуальные консультации
  • Рабочие совещания
  • Изучение  нормативно-правовой,  методической документации.
  • Открытые мероприятия для педагогов внутри ДОУ
  • Обобщение педагогического опыта педагогических работников.
  • Участие педагогов в выставках, семинарах, конкурсах, методических объединениях.
  • Широкое использование педагогических проектов в   воспитательно-образовательной работе.
  • Организация работы по реализации Программы Развития.
  • Проведение внутреннего контроля качества образования.

2017-2021в соответствие с планом повышения квалификации

 

 

2017- 2020

В соответствие с годовым планом

 

2017 – 2021

В соответствие с годовым планом

 

 

 

 

 

 

2017 – 2021

 

Ежегодно

Администрация

 

 

Ст. Воспитатель

 

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация

5.1. Реализация краеведческих проектов (подпроектов).

Блок «История Омска»

Проект «Мой Омск в картинках»

(младший и средний возраст);

Цель проекта: расширение кругозора через ознакомление с историческими изображениями омской архитектуры, фотографиями известных личностей и мест.

Задачи:

- расширить знания детей об памятных, исторических местах родного города, о героях ВОВи прочих деятелях Омска и Омской области;

- побуждение интереса в истории города; обогащать словарный запас, развивать речь;

- развитие зрительной памяти при знакомстве с изображениями.

Ожидаемые результаты: Увеличение объема знаний воспитанников о героях жителях Омска, рост интереса к истории родного края.

Подпроекты:

  1. «Омские герои».
  2. «Память Омска».

Перспективный план работы по проекту «Мой Омск в картинках»

Подпроект №1 «Омские герои»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

янвать,

2- неделя

Интегрированное занятие «Юные герои  войны Омска и Омской области»; название улиц, именами каких героев они названы, Проект «Медали для героев»

«Познание»,познавательно деятельность

Знают названия улиц и в честь каких героев ВОВ они названы.

январь, 2- неделя

Дидактические игры « Назови город на букву» Собери пазл; игры на прогулке «Вокруг домика хожу»,

пальчиковые игры

« Наша страна»

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Играют в подвижные, дидактические игры, собирают пазлы

январь

2-3неделя

Беседа « Награды России»; заучивание стихотворения Черепанов Роман

« Про Омск»; чтение стихов современных поэтов «Любимая Родина»;  загадывание загадок об Омске

« Речевое», коммуникативная деятельность

В зависимости от характера поставленного вопроса пользуются разными типами предложения при ответе, правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, заучивают наизусть стихотворения

январь, 2-3 неделя

Творческая работа

Раскраска-

«Улицы-герои», аппликация

« Дом к дому, улица к улице  -Город», изготовление родителями совместно с детьми портретов Земляков, оформление выставки детских работ «Героями не рождаются, героями становятся»

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Раскрашивают картинки, используют разные цвета, правильно держат карандаш, кисточку; аккуратно наклеивают детали, используют салфетки.

 

Подпроект №2 «Память Омска»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

март,

2- неделя

Пересказ рассказа С.А. Баргузина «Страна, где мы живем»

«Познание», познавательно деятельность

Вызвать у детей интерес к произведению, привлечь к совместной деятельности

март, 2- неделя

Дидактические игры «Собери памятные места города», «Улицы города»

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Играют в дидактические игры, собирают пазлы

январь

2-3неделя

Рассматривание картинок «Подвиги наших дней», пальчиковая игра «Знать нам область нашу важно»;

« Речевое», коммуникативная деятельность

Правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми

январь, 2-3 неделя

Творческая работа, создание эскизов для награждения героев Омска

Лепка «Памятные места Омска»; рисование на тему «Герои в моей семье»; выставки детских работ

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Умеют работать аккуратно, используют салфетки в работе; раскатывают пластилин двумя руками

 

Проект «Омич – это звучит гордо!»

(старший и подготовительный возраст)

Цель проекта: обогащенное представление дошкольников об истории основания Омска, его персоналиях и героях Великой Отечественной Войны.

Задачи:

- расширить знания детей об истории основания родного города, важных исторических моментах;

- познакомить с жизнью и творчеством выдающихся людей Омского Прииртышья, а также с героями ВОВ;

- побуждать  к выражению гордости за земляков;

- обогащать словарный запас, развивать речь;

- стимулировать интерес к историческим событиям.

Ожидаемые результаты: Увеличение объема знаний воспитанников об истории основания Омска, его участниках в ВОВ.

Подпроекты:

1.«Рождение Омска».

2. «Омские Герои ВОВ»

Перспективный план работы по проекту «Омич - это звучит гордо»

Подпроект №1 «Рождение Омска»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

июнь,

2- неделя

Оформление  альбома «Омск - сердце Сибири», «Города Сибири»

«Познание», познавательно деятельность

Знают названия улиц, рек, театров и т.д.

июнь, 2- неделя

Игровая ситуация «Кто знает города – тот называет», игры «Чудесные фигурки»,

« Назови прилагательные про город », «Что в коробке?»,

« Чудесный мешочек», д. и. «Я начну, а ты закончи»

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Играют в дидактические, адекватно реагируют на поставленные задачи, соблюдают правила игры

июнь

-2неделя

Пальчиковые игры

«Времена года», чтение книг про Великую Отечественную Войну, Этническая беседа «Герои земли Омской»

« Речевое», коммуникативная деятельность

Правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми

июнь, 2 неделя

Рисование красками и карандашами по прочитанному нетрадиционным способом произведению «Рождение Омска,  лепка из глины «Значимые места Омска и Омской области» рисование песком; оформление проекта

«Омск в лицах» воспитателем, с детьми создание словаря по теме;

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Умеют работать аккуратно, пользоваться салфетками, выражать свои чувства и эмоции;  умеют использовать слова по данной теме

Подпроект №2 «Омские герои ВОВ»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

июнь,

2- неделя

Оформление  альбома «Омск - сердце Сибири», «Города Сибири»

«Познание», познавательно деятельность

Знают названия улиц, рек, театров и т.д.

июнь, 2- неделя

Игровая ситуация «Кто знает города – тот называет», игры «Чудесные фигурки»,

« Назови прилагательные про город », «Что в коробке?»,

« Чудесный мешочек», д. и. «Я начну, а ты закончи»

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Играют в дидактические, адекватно реагируют на поставленные задачи, соблюдают правила игры

июнь

-2неделя

Пальчиковые игры

«Времена года», чтение книг про Великую Отечественную Войну, Этническая беседа «Герои земли Омской»

« Речевое», коммуникативная деятельность

Правильно произносят слова, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми

июнь, 2 неделя

Рисование красками и карандашами по прочитанному нетрадиционным способом произведению «Рождение Омска,  лепка из глины «Значимые места Омска и Омской области» рисование песком; оформление проекта

«Омск в лицах» воспитателем, с детьми создание словаря по теме;

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Умеют работать аккуратно, пользоваться салфетками, выражать свои чувства и эмоции;  умеют использовать слова по данной теме

Блок «Культура Омска»

Проект «Народное творчество Омского региона»

(младший  и средний возраст)

Цель проекта: Обогащение представление дошкольников о результатах и способах народного устного и прикладного творчества омичей.

Проблема: Как показать младшему дошкольнику творчество омских мастеров?

Задачи:

- расширить знания детей о прикладном творчестве в целом и его особенностях в Омске;

- расширить знания о песенном, устном и литературном (сказки, приметы, байки и т.д.) творчестве омичей; обогащать словарный запас, развивать речь, творческие способности в сочинении сказок, развивать желание экспериментировать со словом и материалом при изготовлении поделок и сувениров.

Ожидаемые результаты: Обогащение познаний воспитанников о народном творчестве родного региона.

Подпроекты:

  1. «Омская игрушка»;
  2. Коллекция народных сказок, баек, примет и т.д.;

Перспективный план работы по проекту «Народное творчество Омского Прииртышья»

Подпроект №1 «Омская игрушка»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

май,

2- неделя

Беседа с рассматриванием иллюстраций.

Работа в книжном уголке. Рассматривание различных иллюстраций к произведениям писателей Прииртышья, «Энциклопедии календарно-обрядовых праздников»

«Познание», познавательно деятельность

Умеют наблюдать, заботиться, создавать условия для роста растений. Знают народные приметы и пословицы.

май, 2- неделя

Дидактические игры

«Собери матрешку»; «Сделай постройку». Подвижные игры «Игрушки», «Во саду ли в огороде», «У медведя во бору…» «Хороводная - урожайная»

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Играют в дидактические , подвижные  и хороводные игры

май

-2неделя

Беседа « Приметы», «Как  сделать куклу своими руками»,  рассматривание книжек про игрушки, загадывание загадок про игрушки

« Речевое», коммуникативная деятельность

Развивать желание детей сделать игрушки своими руками, развивать связанную речь, активизировать родителей в оказании помощи детям и воспитателям, отгадывание загадок

май, 2 неделя

Оформление проекта на газете «Путешествие по Прииртышью», размещение на сайте детского сада, разучивание песенки « Ой, да мы матрешки», чтение стихотворений про « Мы матрешек…»

 

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Активно принимают участие в создании проекта, заучивают песни, читают стихи наизусть,

Подпроект №2 «Коллекция сказок, баек, примет и т.д.»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

май,

2- неделя

Беседа на тему «Коллекция сказок», с рассматриванием иллюстраций по произведениям.

Работа в уголке «Читай-ка». Объяснение примет, пословиц; «Энциклопедии календарно-обрядовых праздников»

«Познание», познавательно деятельность

Умеют слушать, создавать условия для сказки, знают народные приметы и пословицы.

май, 2- неделя

Дидактические игры

«Определи что за сказка?», «Теремок»; «Народные приметы». Подвижные игры «Кот и мыши», «Во саду ли в огороде» «Хороводная урожайная», Сказочные эстафеты «Дети очень любят сказки»

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Играют в дидактические, подвижные  и хороводные игры

май

-2неделя

Беседа  « Приметы», «Байки дедушки Железной бороды», изучение книги М. Ботевой «Две сестры, два ветра», «В гостях у сказки дедушки Корнея»

« Речевое», коммуникативная деятельность

Развивать желание детей познать что-то новое, развивать связанную речь, активизировать родителей в оказании помощи детям и воспитателям.

май, 2 неделя

Оформление проекта на газете «В гостях у сазки», размещение на сайте детского сада, заучивание по ролям речи главных героев сказки, Консультация для родителей  на тему «Что такое сказка?»

 

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Активно принимают участие в создании проекта

Проект « Культурное достояние Омска»

(старший и подготовительный возраст)

Цель проекта:  сформировать устойчивые культурные ориентиры, накопить и закрепить знания о культурных объектах и деятелях культуры Омска и Омской области, на основе ближайшего социального - культурного окружения.

Задачи проекта:

- Закреплять и расширять знания детей о культурных объектах  города и области;

- Расширять представления о культуре в целом;

- Воспитывать стремление к приобщению к культуре города через исследовательскую деятельность;

- углубление знаний о культурных мероприятиях, событиях и деятелях культуры Омска и области.

Ожидаемые результаты: Сформированность культурных ориентиров к вхождению в школьный возраст, увеличение  объема знаний воспитанников о культурных объектах Омска.

Подпроекты:

1. «Культурные центры Омска»;

2. «Омская культура в лицах».

Перспективный план работы по проекту «Культурное достояние Омска»

Подпроект №1: «Культурные центры Омска»

Месяц. неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Март-май

Тематические беседы «Омск - культурный центр»; просмотр познавательных фильмов; проведение родительского собрания-участие в проекте «Возродим культуру Омска»

«Познание», познавательно деятельность

Умеют рассуждать, выражать свои мысли, доносить их до сверстников и родителей.

Март-май

Словесные, настольные игры; проведение «КВН - земля наш общий дом» (совместно с родителями)

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Проявляют интерес к познавательным играм, с желание участвуют в мероприятиях

Март-май

Беседы о защите культурных мест города, проведение НОД:

« Сохраним  дом, в котором мы живем», «Как красив город весной», чтение художественной литературы, заучивание стихов

« Речевое», коммуникативная деятельность

Дети хорошо составляют описательные рассказы о городе, умеют рассуждать и доносить свои знания сверстников и родителей

Март-май

Оформление альбома «Музеи в жизни города» Фотовыставка «Как прекрасна культура Омска»,

Развлечения с участием родителей, социальных партнеров «Культурная жизнь Омичей», размещение на сайте ДОУ

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Родител, воспитатели и дети - активно принимают участие в создании проекта

Подпроект №2: «Омская культура в лицах»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Март-май

Культурно – просветительская  беседы «Омск в лицах»; просмотр познавательных фильмов; проведение родительского собрания-участие в проекте «Омск в лицах»

«Познание», познавательно деятельность

Знакомство детей и родителей людьми,которые представляют культуру Омска; умеют рассуждать, выражать свои мысли, доносить их до сверстников и родителей.

Март-май

Словесные, настольные игры; проведение мероприятия «Небылицы в лицах» (совместно с родителями)

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Проявляют интерес к познавательным играм, с желанием участвуют в мероприятиях

Март-май

Беседы о развитии культурного характера у дошкольников через театры, проведение НОД:

«Театр…», «Как красивы театральные площадки Омска», чтение художественной литературы, заучивание стихов

« Речевое», коммуникативная деятельность

Дети хорошо составляют описательные рассказы о природе, умеют рассуждать и доносить свои знания сверстников и родителей

Март-май

Оформление альбома «Природа наш дом» Фотовыставка «Как прекрасен мир театра»,

Развлечения с участием родителей, социальных партнеров «Больше света – голубой планете», размещение на сайте ДОУ

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Родители , воспитатели и дети- активно принимают участие в создании проекта

Блок «Природа Омска»

Проект «Мир природы Омского Прииртышья»

(младший и средний возраст)

Цель проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры и бережного отношения.

Задачи проекта:

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- учить видеть красоту природы;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

-вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

-формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

-обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Ожидаемые результаты: Сформированность норм экологической культуры, рост знаний о природе родного края.

 

Перспективный план работы по проекту «Мир природы Омского Прииртышья»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Апрель-июнь

Тематические беседы,  серия НОД: «Знатоки природы Прииртышья», «Вертуальная прогулка в лес»; экскурсия по экологической тропе

«Познание», познавательно деятельность

Проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.

Апрель-июнь

Познавательная игра «Любители природы»; словесные игры, отгадывание кроссвордов

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Умеют общаться со сверстниками, проявляют интерес к познавательным играм

апрель-июнь

Беседы, серия НОД: «Наш дом – планета Земля», «Берегите планету», познавательные чтения В.Бианки

« Речевое», коммуникативная деятельность

Составляют рассказы рассуждения, умеют выражать свои мысли и чувства

Апрель-июнь

Оформление проекта на стенгазете «Берегите природу Прииртышья», фотовыставка  «Я часть природы»

( привлечение родителей) размещение на сайте детского сада

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Активно принимают участие в создании проекта совместно с родителями

Проект «Сохраним Родную землю»

(старший и подготовительный возраст)

Цель проекта: Углублений знаний о способах сохранения природы и ее обитателей, через исследование деятельности заповедников и природоохранных организаций.

Задачи проекта:

- расширить знания детей о деятельности природоохранных организаций;

- рассмотреть особенности омских водоемов и лесов и их обитателей;

- побуждать  к выражению любви и заботы о природе родного края; обогащать словарный запас, развивать речь, творческие способности, развивать желание экспериментировать.

Ожидаемые результаты: Сформированное устойчивое желание сохранять природу родного края, увеличение знаний о способах сохранения природы.

Подпроекты:

  1. «Заповедники Омска»;
  2. «Защитники природы»

Перспективный план работы по проекту «Сохраним Родную землю»

Подпроект №1: «Заповедники Омска»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Апрель-июнь

Тематические беседы,  серия НОД: «Знатоки природы Омска», «Прогулка в лес»; экскурсия по экологической тропе

«Познание», познавательно деятельность

Проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.

Апрель-июнь

Познавательная игра «Птичья гавань»; словесные игры, отгадывание кроссвордов, викторина

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Умеют общаться со сверстниками, проявляют интерес к познавательным играм

апрель-июнь

Беседы, серия НОД: «Памятники природы Омского Прииртышья», «Берегите природу», познавательные чтения, обращение к «Красной книге»

« Речевое», коммуникативная деятельность

Составляют рассказы рассуждения, умеют выражать свои мысли и чувства

Апрель-июнь

Оформление проекта на стенгазете «Берегите заповедные места Омска»,

( привлечение родителей) размещение на сайте детского сада

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетичесая»

Активно принимают участие в создании проекта совместно с родителями

Подпроект №2: «Защитники природы»

Месяц.неделя

Мероприятия

Образовательные область, вид деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Апрель-июнь

Тематические беседы,  серия НОД: «Защитники природы», «Прогулка по лесам Омска» совместно с родителями; экскурсия по экологической тропе

«Познание», познавательно деятельность

Проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.

Апрель-июнь

Познавательная игра «Поля чудес»; словесные игры, отгадывание кроссвордов

«Социально-коммуникативная», игровая деятельность

Умеют общаться со сверстниками, проявляют интерес к познавательным играм

апрель-июнь

Беседы, серия НОД: «Доктора природы», «Охраноприродный комплекс», познавательные чтения

« Речевое», коммуникативная деятельность

Составляют рассказы - рассуждения, умеют выражать свои мысли и чувства

Апрель-июнь

Оформление проекта на стенгазете «Берегите планету», фотовыставка  «Я часть природы»

( привлечение родителей) размещение на сайте детского сада

«Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая»

Активно принимают участие в создании проекта совместно с родителями

 

5.2. Распределение обязанностей между участниками педагогического процесса

5.2.1. Совместная деятельность воспитателя и детей:

Патриотически и духовно-нравственно ориентированные  проекты, досуги и праздники;

-Создание книг самоделок;

-Различные виды ИЗО деятельности на патриотическую тему;

-Труд в уголке природы и на участке;

-Исследовательская деятельность;

-Аналитическая деятельность;

-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о Родине и Отечестве;

-Беседы и разговоры с детьми на патриотические темы;

-Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;

-Игры;

-Целевые прогулки;

-Виртуальные экскурсии;

-Подготовка и просмотр презентаций на темы культуры, истории и природы Омска;

-Диагностика патриотического и духовно-нравственного  воспитания детей через использование диагностических карт.

5.2.2. Самостоятельная деятельность детей:

-Работа с литературой;

-Уход за растениями в уголке природы;

-Разбор событий и ситуаций;

-Различные виды игр;

-Рисование, лепка, аппликация;

-Самостоятельные наблюдения.

 

5.2.3. Деятельность родителей:

-Создание дома развивающей среды

-Равноправный партнер в образовательном процессе(участие в мероприятиях учреждения)

-Совместно с ребенком выполняет домашние задания по формированию патриотической и духовно-нравственно ориентированной культуры детей дошкольного возраста (семейные проекты)

5.2.4.Деятельность социума (других организаций)

-Участие в открытых мероприятиях учреждения, БОУ г. Омска «СОШ № 61»  (праздники, проекты)

-Проведение  совместных акций по озеленению участков и территории ДОУ (КТОС  Советского округа)

-Обмен опыта работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию с дошкольными учреждениями САО

6. Ожидаемые  конечные результаты реализации Программы

6.1. Личностные:

-повышение уровня патриотической и нравственной культуры;

-развитие познавательных способностей детей, культурных ориентиров, любви к родному краю  через ознакомление с его культурой, историей и природой;

-адекватное восприятие действительности и развитие личностных черт;

-сформированность основ правильного миропонимания и организации взаимодействия ребенка с окружающим миром;

-развитие и укрепление социально–нравственных качеств;

-гармоническое развитие всех психических процессов;

-обеспечение у детей чувства психологической защищенности;

-сформированность мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

6.2. Управленческие:

-построение современной образовательной среду, ориентированной на формирование устойчивых духовно-нравственных ценностей и ориентиров личности дошкольника;

-повышение профессиональной компетенции в области развития творческих потенциалов у дошкольников;.

-наличие творческой атмосферы в коллективе;

-рост рейтинга дошкольного учреждения в социуме;

-улучшение материально-технической базы;

Список литературы:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования»//Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2014.

2.Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников»// Москва, 2016.

3. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»// Москва, 2016.

4. Власова Г.В. «Краеведение в системе дошкольного воспитания»// «Начальная Школа», 2005, № 3, с. 54-58

5. Воронина Т. Из опыта работы по возрождению национальной культуры.// «Воспитание дошкольников», 1994, № 1, с. 52-56

6.Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2015.

7. Вотинова О.А. «Профессионально-педагогическое переосмысление роли младших школьников в организации воспитательного процесса»// Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация начального образования». Ч.1 – Пермь, 2003. – с. 51-55

8.«Духовность, художественное творчество, нравственность».- «Вопросы философии», 1996, №2, с. 70-77

9. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985.

10. Матюшин Г.Н. «Историческое краеведение»// Москва, 1987.

11.Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»// Москва: «Просвещение», 1981.

12. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание человека»//  «Педагогика», 1998, №4, с. 3-8

13. Сухомлинский В.А. «Проблема воспитания всесторонне развитой личности»// Киев, 1979.

14. Сайты информационно-коммуникационной сети Интернет для воспитателей.

 

Обратная связь


Нажимая "Отправить" Вы соглашаетесь с
политикой конфиденциальности персональных данных

Баннер

 
Создание сайта: ITB company. 2010     Проект: Сайт-визитка